Сельскохозяйственные шины
Содержание
Качественные шины для сельскохозяйственной техники — важнейший элемент эффективных и безопасных трудовых будней современных аграриев. Правильно подобранные шины, не только купируют воздействие вибрации на ключевые механизмы техники, тем самым снижая износ агерегата, но и обеспечивают комфортную работу для комбайнёров, трактористов, механизаторов-универсалов.
К сельскохозяйственным шинам относят:
Тракторные шины;
Шины для прицепной и навесной сельскохозяйственной техники;
Шины для садовой или газонной техники;
Шины для лесной техники.
Все виды сельскохозяйственных шин эксплуатируются в не простых условиях и требуют особого подхода к их подбору и обслуживанию. Осуществляя комплектацию автопарка фермерских подворий и крупных агротехнических холдингов, нужно чётко ориентироваться в номенклатуре, уметь читать маркировки, ясно понимать узкоспециализированную суть шинного ассортимента.

Эксклюзивное производство
Шины для сельскохозяйственной техники — это высокотехнологичная конструкция. Каждая шина — изготавливается из нескольких резиновых смесей и кордовых нитей (сталь, полиэфирные волокна, полиамид). Производство сельскохозяйственных шин требует особого оборудования. Качественные колеса «вызревают» в пресс-формах более двух часов.
Отечественная и западная индустрии практикуют пять производственных этапов создания узкоспециализированных шинных изделий:
Подготовка каучуковых смесей;
Для каждой области применения своя рецептура, реализующая необходимый функционал;
Формование компонентов;
Из резины методом экструзии и вальцовки создаётся протекторная полоса, а из корда сплетается «скелет» изделия. Каркас формируется из переплетения текстильных нитей, а брекер — из прочного (часто стального) корда. На этом технологическом этапе свивается бортовое кольцо;
Сборка/комплектация;
В пресс-форму помещаются слои каркаса, бортовые кольца, протектор с боковинами. Создаётся заготовка шины;
Вулканизация;
Внутренние компоненты заготовки разогреваются горячим паром, наружная поверхность прогревается пресс-формой. Химическая реакция превращает пластичный (сырой) каучук в резину;
Контроль качества;
Визуальный осмотр поверхности, обкатка (выявляющая радиальное биение), рентген и диагностика внутренних металлических компонентов.
Шина, прошедшая цикл от «замеса» качественного сырья до промышленного рентгена, — не подведет и результативно прослужит много лет.
Конструкция сельскохозяйственной шины
Каждая шина — сложнейшее изделие, включающее более двух ста элементов. Для правильного подбора необходимой шины следует чётко знать, из чего она состоит.
Рассмотрим каждый элемент:
Каркас - форм-фактор гибкости и прочности всей шинной конструкции. Под каркасом принято понимать прорезиненные кордовые слои (переплетение нитей, препятствующих деформациям растяжения);
Подушечный пояс (брекер) — металлокордная или резинотканевая прослойка, соединяющая протектор и каркас;
Протектор — часть покрышки, непосредственно контактирующая с дорогой. Это толстый и прочный слой резины, сплошной полосой укрывающий брекер. Протектор состоит из внутреннего слоя и рельефной наружной части (грунтозацепа);
Боковина — эластичный участок стенок каркаса, защищающий «скелет» от влаги и механических повреждений. Именно на боковинах размещают маркировку и всю необходимую информацию;
Борт— посадочная часть для фиксации резины на ободе колеса. В состав борта входят: корд каркаса, наполнительный резиновый шнур и слой герметичности.
Маркировка
Модельный ряд шин — велик и многообразен.
Необходимость чёткой классификации назрела ещё на заре становления шинной промышленности, но была реализована только в начале двадцатого века. Систематизацией и стандартизацией «каучуково-резинового мира» занялась американская Tire and Rim association. «Ассоциация дисков и шин» не только классифицирует многообразие товарного ассортимента, но и осуществляет рекомендации по разработке новых наименований.
Главным достижением TRA является разработка формата базовых параметров изделий: особенности конструкции, размеры, области применения. «Американская маркировка» (группы цифр и условных знаков) на сегодня считается мировым стандартом. Основными рабочими габаритами шины являются: посадочный и наружный диаметры, ширина и высота профиля. Повсеместно практикуется «смешанное» (миллиметровое и в скобках дюймовое) обозначение.
Большинство импортных шинных брендов (Mitas, Trelleborg , Firestone, BKT, Titan, Goodyear, Cultor) используют стандартный формат маркировки:
Шины для ведущих колес
11 (ширина шины)
L (низкопрофильная шина / высота 75 процентов и ниже);
или /85 (где цифры — высота профиля);
R или "-" (радиальный или диагональный типаж);
16.1 (посадочный диаметр);
SL (Service Limited / только сельхозтехника);
10PR (слойность);
121 (индекс нагрузки);
А8 (символ скорости).
Маркировка колёс сельскохозяйственной техники
12.5 (ширина);
L (низкопрофильная);
- (диагональная);
16 (посадочный диаметр);
Fl (возможность транспортировки по дороге);;
С (для повышенных нагрузок).
![]()
Техника современных аграриев (пропашные тракторы высокого тягового класса, самоходные комбайны, прицепы и различное навесное оборудование) очень требовательна к шинам. Шина вся «изрисована» цифрами, знаками и лого. Нужно чётко понимать основную информацию:
520 85 r42 (20,8R42) Передние всесезонные шины для тракторов John Deere, New Holland, Case и прочих.
30.5l r32 Бескамерные шины повышенной проходимости для эксплуатации на тракторах отечественного и импортного производства.
Универсальные шины для прицепного и полу навесного оборудования. Также могут устанавливаться на комбайнах и пресс-подборщиках. Хорошо зарекомендовали себя в работах по транспортировке грузов, обработке полей и сборе урожая.
180 100-15 и 190 95-15 Прикатывающие шины на импортную посевную технику.
20.8 r42 (520/85R42) и 24.5 r32 (650/75R32) Универсальные шины для современных тракторов и самоходной сельскохозяйственной техники.
Кроме базовой маркировки на шине могут быть следующие информационные указания/рекомендации:
• DOT или E: стандарты качества разных стран мира;
• Reinforced / Extra load / Run Flat: усиленная конструкция;
• Steel или Steel belted-Steel: в каркасе использован металлический корд;
• Outside и Inside: отмечает конструкции с асимметричным рисунком протектора;
• Rotation / «стрелка»: направление вращения колеса;
• TWI: индикатор износа протектора;
• PSI (индекс давления);
• Maximum Load: допустимая нагрузка;
• Maximum Pressure: допустимое давление;
• Treadwear: ожидаемый пробег.
Следует обращать особое внимание на маркировку сфер применения:
• IMP: прицепное оборудование;
• Forestry: лесозаготовительная техника;
• AMPT: сельскохозяйственная техника многоцелевого назначения;
• Garden Tractor: для работы на дёрне (травяном покрытии);
• Special Trailer или ST: для прицепов;• Low Platform Trailer или LRO: для прицепов с низкой платформой.
![]()
Также, в обязательном порядке, на боковинах изделий должны быть указаны дата изготовления.
Протекторные типажи
Движение любой колёсной техники неразрывно связано с «контактным пятном протектора». Это зона соприкосновения шины с преодолеваемой поверхностью. Если взаимодействие с поверхностью будет некачественным (плохие сцепление, водоотвод, самоочистка) неизбежен негативный итог.
Не стоит недооценивать важность «протекторного значения» сельскохозяйственных шин: техника аграриев, хоть и с низкой скоростью и манёвренностью, но выполняет широчайший спектр работ в тяжелых условиях эксплуатации.
Современные производители ,в особенности импортных брендов, предлагают широчайший протекторный ассортимент.
Размышляя над эффективностью использования сельскохозяйственных машин, нужно ориентироваться и в «протекторном ассортименте». Сегодня существует два формата классификации протекторных типажей:
американский стандарт Tire and Rim Association (TRA);
русский «народный» формат.
Рисунки протекторов разнообразны: от окружных рёбер до «ёлочки». Правильный выбор рисунка поможет эффективно использовать все возможности сельскохозяйственной техник во время полевых работ.
![]()
Рассмотрим ситуацию подробнее:
R-1 (TRA) / народное название «ёлка»
В обозначении R-1 (TRA) отображена основная специализация этих протекторов: rear (R) —тяговая ось. Этот протекторный рисунок обобщает три важнейшие рабочие кондиции: продуктивную тягу, хорошую само очистку при минимальном воздействии на почву. Рабочий «позитив» этих протекторов омрачается низкой износоустойчивостью, плохой управляемостью (при установке на управляющих колёсах) и высокой вибрацией, изнашивающей трансмиссию техники. Западные шинные бренды сейчас всё больше ориентируются на протекторы называемые в России «клюшка». Это логическое развитие (прогресс) «классической ёлочки»: сохранение достоинства и купирование досадных недостатков. На трассе такая шина работает центральной частью, а «на пашне», — в работу включаются боковые зацепы.
F-1 (TRA) / «продольное ребро»
Протекторный рисунок предназначен для передних колес. Всё «скрыто» в маркировке: (F) front (передняя шина). Отличная управляемость, низкая вибрация. Только при полевых работах (мокрая пашня, скошенная стерня и пр.) проявляются минусы протекторного дизайна: полное отсутствие самоочистки и критичный прессинг на обрабатываемые поля.I-1 (TRA) / «продольные многочисленные рёбра»
Отличие от F-1 в большем количестве и меньшей глубине протекторных рёбер. Данная модификация сельскохозяйственных шин снижает давление на грунт и изрядно увеличивает износостойкость. Существует общеизвестная «вариация» этого рисунка называемая «продольные волны» (протекторы отличаются устойчивостью к боковым срывам при поворотах).Шашка
Чаще всего используется протекторный рисунок «шашка» для проведения работ вне полей (транспортировка урожая и пр.). У «шашки» отсутствуют грунтозацепы , по сути это сплошной протектор с прорезями для водоотвода.
Подводя итоги
Выбирая шины для сельскохозяйственной техники нужно стремиться к идеалу: высокая производительность в любых экстремальных условиях при максимальной рентабельности и экологической безопасности.
Параметров выбора множество, но ориентироваться нужно на главные:
Фронт производственных задач;
Условия эксплуатации;
Максимальная нагрузка;
Мощность техники;
Бережное отношение к почве;
Простота эксплуатации и гарантийные сроки;
Комфорт управления.
Определившись со стратегией можно переходить к тактике: типоразмеру, конструкции, назначению, индексу нагрузки, бренду. Звоните, наши специалисты грамотно проконсультируют и помогут подобрать шину именно для Вас!